+7 (495) 544-71-31

Электропоезд ДТ1

Электропоезд ДТ1

Торжский электропоезд ДТ1 является первым дизель-электропоездом России. Внешне дизель-электропоезд ДТ1 сконструирован в едином стиле РЖД для обеспечения пригородных пассажирских перевозок. Поезд еще получил прозвище «ДяТел». Заводское обозначение модели – 63-9001.

История создания

ДТ1 - уникальный экземпляр транспортного средства на ЖД России. В качестве опытного образца он был выпущен в 2005 г. на Торжокском вагоностроительном заводе. В серийное же производство был запущен только с 2009 г.

В течении 2005-2013 гг. всего было произведено 13 составов дизельных электропоездов. С 2013 г. выпуск серии был завершен, так как завод изготовитель ТорВЗ прекратил свою деятельность.

Дизель поезд ДТ1


Особенности ДТ1

  • Главной особенностью дизельного поезда выступает его универсальность использования (в плане электроснабжения он предназначен для применения в смешанных районах). ДТ1 на электрифицированных участках дорог функционирует, не используя запасы топлива, а перейдя на обычные пути – уже с запуском дизеля и расходованием топлива.
  • Поезд способен обслуживать и высокие, и низкие платформы. Установлены одностворчатые (а не двустворчатые автоматические) двери.
  • Вагоны с пантографами, питание к которым поступает либо от дизеля, либо от контактной сети, являются тяговыми (электроэнергия поступает по межвагонным силовым кабелям).
  • В отделении машиниста установлен один из современных управленческих пультов, с помощью которого осуществляется управление всеми установками. На пульте также расположена система пожаротушения. Кабина оборудована кондиционером с дизельным и электрическим типами питания. Для проводника имеется отдельное купе. Для комфорта пассажиров и бригады состава установлены биотуалеты.
  • На лобовых участках головных вагонов размещены самые большие стекла, а потому для машиниста без каких-либо ограничений открывается обзор со всех ракурсов. Вмонтированная прожекторная фара гарантирует безопасное передвижение состава в ночное время суток.
Дизель электропоезд ДТ1 в Ленинградской области


Эксплуатация дизель-электропоезда ДТ1

После испытаний электропоезда, в декабре 2008 г. первая модель поезда с номером 001 была доставлена в депо Санкт-Петербург-Балтийский. Ей еще дали название «Плесковъ». Непосредственная же эксплуатация ДТ1 началась в 2009 г. 31 мая на ветке Санкт-Петербург – Псков. Первые 3 дизель-электропоезда использовались на 3-х направлениях Санкт-Петербург – Кингисепп, Псков и Гдов.

Начальная официально заявленная цена составляла 74 млн руб. Такая значительная сумма объясняется достаточно высокой стоимостью, устанавливаемых на поезде, запчастей.

За первую зиму 2009 г., несмотря на детальную разработку ДТ1 и его весьма успешное тестирование, многие составы дизельного поезда приходили в неисправность. Были зафиксированы отказы электронного и электрического оборудования (в т.ч. вспомогательных и тяговых генераторов). Поезда неоднократно приходилось отправлять на тепловозной тяге либо же на линии заменять их составами с вагонами на локомотивной тяге. Кроме этого, при низких показателях температур замерзали санузлы. В 2011г. на перегоне Волосово-Молосковицы, в результате неисправности турбокомпрессора, случилось возгорание, вследствие которого один вагон сгорел и была проведена замена на дополнительный вагон – дублер с идентичным номером. Через некоторое время (в январе 2013 г.) было зафиксировано еще одно возгорание в вагоне.

С 2013 г. в эксплуатацию были введены все 13 дизельных поездов и их использование осуществлялась на 3-х российских железных дорогах: Октябрьской, Свердловской и Крымской (в 2020 г. с апреля по июль). Согласно данным о приписке за январь 2021 г. к Октябрьской РЖД приписано 11 составов, а к Свердловской – 1.

ДТ1 рассчитан на эксплуатацию в условиях умеренного климата, без резких температурных перепадов. При его производстве соблюдены все технические требования и ГОСТы к подобным устройствам.


Электропоезд ДТ1 на ночной стоянке
Источник: Денис Никулин


Модификации 

В составе поезда имеются такие типы вагонов: Дг – дизельный головной, Мп – моторный промежуточный, Пп – прицепной промежуточный.

Дизель-электропоезд по конструкции формируется из 4-х вагонов (Дг + Мп + Пп + Дг) - основная составность. Вместе с тем, поезд также эксплуатируется в следующих модификациях:

  • по схеме в 3 вагона;
  • по СМЕ (системе многих единиц) по 2 сцепа в 3-х композициях: 6, 7, 8 вагонов.

Также отдельной под серией является служебный вариант ДТ1С, спроектированный для осуществления осмотров железных дорог специалистами и руководством. Он оснащен конференц-залом для совещаний и отдельными купе для руководителей.

Электропоезд ДТ1 на подъезде к станции
Источник: trunk_diesel


Характеристики электропоезда ДТ1

Вагон с пантографами выступает тяговым, а под головными вагонами находятся дизельные моторы. Ключевые технические характеристики ДТ1 таковы:

  • длина — 4×22 188 мм;
  • служебная масса — 4×55 т;
  • вместимость 4-х вагонов — 370 чел.;
  • ширина колеи (стандартная) — 1520мм;
  • конструкционная скорость— 130 км/ч; эксплуатационная – 120 км/ч;
  • радиус (минимальный) прохождения кривых — 120 м;
  • мощность дизелей — 2×550 кВт;
  • род тока — 3 кВ, постоянный;
  • тормозной путь - 990 м (при полной скорости);
  • тормоза – электромеханические и пневматические;
  • мощность ТЭД — 4×235 кВт.

Дизель–генераторная установка серии PowerPack (модель 183DE 12V) от немецкой фирмы-производителя MTU скрыта капотом. Запуск дизеля осуществляется как холодным способом, так и посредством подогрева. Топливного запаса хватает на 800 км (из расчета применения только дизельного источника питания).


Кейсы и новости из блога

Весь блог