История
ЭД9 — серия электропоездов, предназначенная для пригородных пассажирских перевозок, которая выпускалась ДМЗ в период с 1995 по 2016 год. Создана на основе ЭД2Т и ЭР24. Было построено 316 единиц подвижной техники в данной серии включая модификации — модернизация ЭД9, в которой была изменена головная часть машин и ряд технического оснащения. Было спроектировано и изготовлено 240 единиц электропоездов (номера 0028-0267). Измененные модели предназначались для работы на постоянном токе и для стандартной колеи(1520 мм). Которые также были модифицированы и получили заводское обозначение ЭД9МК за время выпуска 2000-2006г) было построено 24 состава.
Особенности
В ЭД9М были учтены все недостатки предыдущей ЭД9Т по технической части (электросхемы). Также появилась возможность формировать состав различной длины, что позволило РЖД уменьшить затраты и снизить расходы на ремонт и обслуживание техники.
В данных пригородных моделях была изменена лобовая часть головного локомотива пригородного ЭД9М: увеличенные окна, электронный маршрутный указатель, стеклоочистительные конструкции приводного типа, стеклоомыватели и буфера новой модификации, совмещенные в одном блоке, уменьшенные прожекторы при сравнении с ЭД9Т с качественным отражателем.
К особенностям и преимуществам рассматриваемой модификации пригородных поездов серии ЭД9 относятся:
- увеличенные входные двери(на 18%) и площадки тамбуров(на 60%);
- оснащение электронной табличкой с "бегущей строкой" и оборудованной синтезатором речи;
- оборудование электродинамическим (реостатным) тормозом;
- сообщение речью в кабине машиниста о неисправностях и возгораниях в вагонах;
- снижение времени посадки и высадки пассажиров за счет увеличенных проемов дверей;
- стандартный вариант окон был изменен на стеклопакеты;
- сигнализация о загорании, установка пожаротушения стационарного типа;
- изменение мощности тяговых двигателей.
Варианты систем безопасности на ЭД9М: КЛУБ, САУТ, ТСКБМ и т.д.
Подлежит эксплуатации на участках платформами любой высоты. При производстве всех частей конструкции используется высокопрочная сталь.
Кабина и салон электропоезда ЭД9М
При проектировке были исключены все неудобства, связанные с рабочим местом ТЧМ — "тяжелые" кресла были изменены на унифицированный вариант с повышенной вибробезопасностью, блок индикации получил дублируемый синтез речи, началась эра эргономичных конструкции кабин.
Управление схемой пригородного электропоезда ЭД9М осуществляется через приборную панель в кабине машиниста. Основным элементом оборудования являются аккумуляторные батареи щелочного типа (АБ) состоящие из 90 составных частей типа НК-55 и обладающие номинальным напряжением 112,5 и соединенные между собой поездным проводом 56(параллельно).
Движение "головы" ЭД9М осуществляется за счет включения вспомогательного компрессора, получающего питание от АБ. Через пульт машиниста осуществляется управление: системой вентиляции, отопления, осветительными элементами, всеми оборудованными сигнализациями, дополнительным обогревом кабины, режимами электродинамического торможения, тягой, силовой схемой, воздушным выключателем и т.д.
Эксплуатация
На данный момент большая часть электропоездов ЭД9М используется для пригородного сообщения на Западно и Восточно - Сибирской дороге, Горьковской железной дороге, Октябрьской железной дороге и Приволжском направлении. Также эксплуатируется для перевозки пассажиров на Украине и в Казахстане.
При необходимости проводится капитальный ремонт.
Технические характеристики
- Длина состава — 19860;
Ширина вагона — 3522;
Высота — 4253;
Количество — 1068 (при составности в 10 вагонов) в головном вагоне — 80 в прицепном вагоне — 112;
Конструкционная скорость — 130 км/ч;
Общая мощность двигателей — 4700 кВт;
Удельная мощность — 9,09 кВт;
Ускорение — 0,67м/с;
Торможение — 0,65м/с;
Варианты составов — 4, 6, 8, 9, 10, 11.