+7 (495) 544-71-31

Электропоезд СР3

Электропоезд СР3

История создания

В 1929 году Северная железная дорога была частично электрифицирована, в связи с чем появилась необходимость ввести в эксплуатацию электропоезда. Именно в этом году Рижским вагоностроительным заводом был выпущена модель серии СР (буквы аббревиатуры отображают название железнодорожных путей и завода-изготовителя).

Изначально электричка работала на предельном напряжении в 1500 В, электродвигатели для нее выпускались крупнейшим машиностроительным предприятием Динамо. С 1952 года электропоезда СР полностью перешли на линии напряжения 3000 В, а в название серии добавился уточняющий индекс 3.

Электросекции СР3 (центральный моторный вагон и два прицепных по краям) выпускались в двух модификациях – для высоких и низких перронов. Такое решение было удобно при движении на разного вида вокзалах.

Примерно в то же время (1953 год) серия СР3 открыла движение электропоездов в Омске. На Омской железной дороге использовались модели вагонов для низких перронов вплоть до 1970-х годов.

Поезд СР3

Эксплуатация 

Выпуск первых электричек шел до 1958 года, а эксплуатация их продолжалась не одно десятилетие во многих направлениях:

  • Азербайджанская ж/д;
  • Грузинская ж/д;
  • Южно-Кавказская ж/д (Армения);
  • Казахская ж/д;
  • Узбекская ж/д;
  • Украинские ж/д (Приднепровская, Донецкая, Южная, Львовская).

В России электропоезда серии СР3 работали на Московской, Омской, Октябрьской, Северной, Свердловской, Южно-Уральской, Восточно-Сибирской, Приволжской, Куйбышевской железных дорогах.

СР3

Особенности 

Конструкция электричек серии СР3 имела отличительные характеристики:

  • отсутствие багажного отделения;
  • электродвигатели ДК-103Г с особенностями в строении щеткодержателя и креплении вентилятора;
  • наличие промежуточной ступени возбуждения и отсутствие оборудования для переключения ТЭД между напряжениями 1500 и 3000 В;
  • установка прожектора в верхнюю часть кузова;
  • гофрированная обшивка вагонов.

Конструкция электропоезда

Каждый элемент трехкомпонентной электрички имел опору в виде двухосной тележки, причем тележки моторной части имели отличия в конструкции. Благодаря трехкомпонентной системе рессоров ход поезда значительно смягчился.

Электрооборудование и тормозная система располагалась под вагонами. На каждое колесо рассчитывалось по две тормозных колодки.

Реостатный контроллер ПКГ3300Р-1 с двумя дополнительными контакторами был рассчитан на выработку промежуточной ступени возбуждения двигателей 72%. Для ослабления напряжения использовались резисторы КФ-33Б-1.

Конструкция электрички серии СР3 предусматривала расположение на моторной секции основного и резервного токоприемников, четырех тяговых двигателей, пары пантографов.

С 1960 года выпускались электропоезда, оборудованные аккумуляторной батареей в одном прицепном вагоне, с целью эксплуатации на участках путей, не подвергнутых электрификации.

Места для пассажиров представляли собой два ряда деревянных двухместных сидений, разделенных центральным проходом. Движение людей осуществлялось через широкие двойные двери, открывающиеся вручную.

Нумерация вагонов электричек проводилась по следующему принципу: номер электросекции совпадал с номером моторного вагона, а прицепные элементы обозначались номером секции с добавлением перед ним единицы или двойки.

Кабина СР3

Особенности кабины

Характерный внешний вид электропоездов СР3 (абсолютно плоская носовая часть головного вагона) подразумевал определенные неудобства для машиниста: очень узкое внутреннее пространство кабины без условий для комфортного управления поездом.

Наличие красной звезды на кузове – символа советской власти – непременная атрибутика того времени.

Кабина располагалась на торце любой элемента поезда, однако управлять из кабины моторной секции можно было только с целью перемещения элементов состава.

СР3 на станции
Источник: Валерий Шитов

Последователи электропоезда серии СР3

Начиная с 1958 года Рижский вагоностроительный завод прекратил выпуск серии СР3 и полностью перешел на производство электропоездов ЭР1 и ЭР2.

Поезда ЭР1 выпускались с конца 1957 года. Они формировались из двухвагонных секций, в составе каждой из них был моторный промежуточный, прицепной головной или промежуточный элементы.

Серия поездов ЭР2 начала выпускаться с 1965 года и имела значительные изменения в компоновке: десять вагонов, пять из которых - моторные, два - головные и три - промежуточные. Секции уже не являлись изолированными – все части состава были проходными. На кузове располагался советский герб.

Электричка СР3
Источник: Сергей

Технические характеристики СР3

Технические способности электричек СР3 не были впечатляющими с точки зрения предельной мощности и скорости:

  • общая мощность электродвигателей составляла 720 кВт (по 180 кВт на каждый);
  • максимальная скорость 85 км/ч через 5 км пути;
  • вместимость моторного вагона - 105 человек, прицепных секций – 331 человек;
  • размеры электропоезда - 4,91 м в высоту, 57,93 м в длину, 3,48 м в ширину;
  • размер колеи - 1,524 м;
  • масса электропоезда - 139 тонн.

Часть поездов была подвержена капитальному ремонту, благодаря чему модели этой серии были на ходу до 1990-х годов. Более того, до недавнего времени в одном месте Украины (район Орджоникидзевского ГОКа) развозил рабочих тот самый СР3, который в далеком 1953 году в Омске открыл движение электричек.


Кейсы и новости из блога

Весь блог