Электровоз ВЛ8 (Владимир Ленин 8-осный) — советская модель электрического локомотива, выпускавшаяся с 1955 по 1967 гг. Данный электровоз снискал репутацию мощного и надежного тягача, и даже сейчас его можно увидеть бороздящим железнодорожное полотно некоторых стран.
История
Разработка 8-осного электровоза с рекуперативным торможением, который позднее назвали ВЛ8, началась еще в далеком 1952 г. Тогда, под руководством конструктора В. Б. Суслова был создан концепт локомотива такого типа, а в 1953 г. он увидел свет с кодовым названием Н8-001.
Новая система ознаменовалась введением невиданных советским локомотивостроением технологий. Так, были применены тележки литой конструкции, подшипники качения, новая система рессор. Кузов ВЛ8 также выглядел свежо и по-новому, для своего времени, конечно.
Как обычно, с выпуском новой серии локомотивов на электротяге были разработаны новые двигатели. Они стали мощнее за счет увеличения КПД и повышения рабочих оборотов.
Опытные партии менялись, пока не вышла последняя из них - Н8-008. В 1957 г. началось их серийное производство, а в 1963 г. название с "Н8" заменили на "ВЛ8"
Таким образом, последний локомотив этой системы с названием ВЛ8 сошел с конвейера в 1957 г.
Как уже было сказано, электровозы серии ВЛ8 были оснащены массой нововведений. И, как всякая прорывная техника, разработка локомотива не всегда шла настолько гладко, как хотелось бы. Потому, в процессе создания тягача, конструкторы столкнулись с довольно неприятными казусами, долговременное устранение которых и стало главной причиной отсрочек серийного производства.
Большая часть проблем возникла с превышением нагрузки от оси на 1,5 тонны, что сказалось на многих расчетах, и с введением нового двухполозного токоприемника П-3.
Но за 5 лет кропотливой работы конструкторы сумели довести все системы ВЛ8 и их взаимодействие друг с другом до ума, и в серийное производство вышел электровоз, существенно превосходящий конкурентов по многим параметрам.
Эксплуатация
Так как тяговые характеристики электровоза ВЛ8 были лучшими вплоть до 1961 г., когда выпустили новые локомотивы ВЛ10 и ВЛ80, он выпускался огромными тиражами и использовался повсеместно. На локомотивах этой серии возили уголь, химикаты, пиломатериалы - в общем, любые грузы, что перевозились по железной дороге в то время.
Отдельно стоит упомянуть модификации этого тягача. Хоть и рессорная база, и двигатель, установленные на ВЛ8, и содержала в себе массу новых разработок, ходовые характеристики локомотива оставались не на самом высоком уровне. Потому в 1976 году была выпущена модификация ВЛ8м, в которой были переработаны рессоры. И выпускалась она вплоть по 1983 год.
Конструкция
Локомотив, названный именем Владимира Ильича, был разработан на совершенно новой системе, в основе которой лежало 8 осей. Отсюда и название ВЛ8. Двигатель - НБ406А, ненасыщенная магнитная система которого позволяла вывести показатели мощности на совершенно новый уровень. И хотя многие части системы электровоза, тот же двигатель и подвеска, были существенно переработаны, в основе лежала довольно привычная и надежная система, позаимствованная у тягачей старшего поколения.
Кабина
Кабина локомотива ВЛ8 соответствовала всем особенностям своего поколения: неброская, строгая, с настолько же удобным расположением приборов, насколько неудобным креслом.
Электровоз обеспечен двумя креслами, для машиниста и его помощника. На приборной панели и по обеим сторонам находятся измерительные приборы двигателя и контроллеры управления поездом. Кабина оборудована восемью печами, две из которых находятся под ногами машиниста, и две - под ногами помощника. Напротив кресла ассистента машиниста находится небольшая панель, где продублированы важнейшие для поезда показатели. Все электроприборы системы заземлены, а высоковольтные аппараты изолированы в высоковольтных камерах.
В целом же, удобной и приятной кабину назвать нельзя. Здесь негде развалиться да поставить чашечку кофе. Но расположение всех систем, что нужны машинисту для управления поездом, очень четкое и логичное.
Технические характеристики
- Показатель мощности тяговых двигателей: 4200 кВт;
- Показатель мощности на ободах колес: 4086 кВт;
- Силовой показатель тяги двигателя: 35,2 т;
- Сила тока: 4 по 380 В;
- Максимальная скорость: до 90 км/ч;
- Средняя рабочая скорость: 44 км/ч;
- Масса сцепки: 180 т;
- Диаметр колес: 1200 мм;
- Тип двигателя: НБ-406А.
Даже с тем, что последние электровозы этой системы в России списали еще в начале 2000-х, он останется в истории локомотивостроения на долгие годы. Ведь привнесенные этим электровозом технологии стали не только великолепной базой для развития последующих поколений электропоездов этого типа, но и сыграли немаловажную роль в развитии поездов в целом. Ведь тот легендарный двигатель, рессорная база и другие элементы стали настоящим прорывом.