+7 (495) 544-71-31

Электровоз ВЛ80

Электровоз ВЛ80

История создания ВЛ80

В режиме быстро развивающейся экономики и путей сообщения Советского Союза, перед железнодорожниками встало много сложных задач. Высокий спрос на перевозки по стальным магистралям потребовал новых технических решений. МПС стало остро не хватать грузовых локомотивов постоянного тока, появилась необходимость задействовать в грузовых перевозка более мощные электровозы. Это особенно коснулась железных дорог, которые были электрифицированы позднее дорог в европейской части страны, а их контактные сети работали на переменном токе 27000 Вольт.

Решить задачу создания новой техники взялся НЭВЗ, который начал разработку мощного современного восьмиосного электровоза с двумя секциями (вместо привычного 6-осного локомотива на постоянном токе). Новый современный электровоз назвали Н8О, он был способен развивать тягу в 40 тонн в часовом режиме.

Советские проектировщики разработали множество вариантов кабин экипажа, электрических механизмов, тяговых электромоторов.Новый электровоз конструктивно представлял две абсолютно одинаковых секции с четырьмя осями, а также с несочлененными тележками. Конструкторы разместили сцепные устройства на силовых рамах локомотива. Тележки стали применяться на роликовых подшипниках в бесчелюстных буксовых узлах.

Новые электровозы марки ВЛ выпускались электровозостроительным Новочеркасским заводом начиная с начала шестидесятых и до середины девяностых прошлого века. Новая машина создавалась ВЭлНИИ - научно-исследовательским институтом советского электровозостроения. Завод быстро приступил к выпуску новых локомотивов, обозначенных Н81001, также и Н81002, первоначально, а позднее, в1963 году они им присвоили наименование ВЛ80-004-05.

Грузовые электровозы марки ВЛ80 всех модификаций были основной рабочей лошадкой железных дорог всего Советского Союза. Эти двухсекционные мощные электровозы не переменном токе получили несколько грузовых модификаций и до сих пор исправно трудятся на протяженных железнодорожных магистралях России.

В выпуске грузового ВЛ80 были заняты многие машиностроительные заводы Союза. Сердце электровоза – тяговый трансформатор выпускался в Эстонии

Особенности ВЛ80

ВЛ80 — электровоз получил это громкое название в честь в честь создателя СССР Владимира Ленина. Особенностью данного типа этой замечательной грузовой плеяды советских локомотивов было питание машин однофазным переменным током. Главным отличием нового локомотива от прежней модели ВЛ60 стало новое конструкционное решение. Этот локомотив выпускался двухсекционном и восьмиосном исполнении. Эта модель грузовых советских локомотивов стала крупнейшей серией машин переменного тока в Союзе и России. В качестве выпрямителей использовали ртутные дуговые агрегаты, что позднее был заменены более совершенными кремниевыми выпрямителями.

Источник: Юрiй

Конструкция электровоза ВЛ80 

Кузов

Конструкционно кузова локомотива ВЛ был аналогией прежнего у Н8о с небольшими изменениями внешности старой машины. Кабина машиниста была позаимствована создателями от ВЛ60, а переход между секциями сконструировали по типу вагонного, резиновая рубашка защищала переход от пыли. Тележки были укомплектованы межбуксовыми гидравлическими амортизаторами, они пришли на замену прежним амортизаторам фрикционного типа.

Трансформатор ВЛ80

Тяговые трансформаторы для ВЛ80 выпускались в Эстонии. Эти агрегаты устанавливались во всех секциях новинки. У трансформатора был стальной магнитопровод с тремя обмотками. Сетевая обмотка рельсовой цепью присоединялась к контактному проводу. Тяговая обмотка питала тяговые двигатели и имела две регулировочные секции, которые подразделялись на 4 составляющих элемента. Трансформатор полностью погружался в масляный бак, в нем циркуляция масла осуществлялась насосами через охлаждаемые радиаторы. Регулировкой напряжения всех тяговых двигателей занимался машинист. Для этого он использовал групповой переключатель ЭКГ-8.

Выпрямительные установки ВЛ80

Выпрямительные установки электровоза получили название ртутных Игнитронов. Они подключались параллельно и питали два тяговых мотора, позднее игнитроны были заменены кремниевыми выпрямителями.

Электродвигатели тяговые

На ВЛ устанавливали синхронные тяговые коллекторные электромоторы. Статор двигателя НБ414А, изготовлялся из электротехнической стали, а полюсные катушки из меди. Тяговые электродвигатели были способны выдать 47,9 тонны тяги при скорости 48 км/час. В продолжительном режиме величина тяги составляла 41,1 тонны при скорости 50. Электровоз имел хорошую максимальную скорость в 110 км/час.Для обеспечения нормальной работоспособности локомотива использовались вспомогательные машины – фазорасщепители, которые обеспечивали вспомогательные двигатели трехфазным током.

Всего для нужд железных дорог страны было выпущено 5140 грузовых электровозов ВЛ80. В течение всего времени выпуска локомотивов выполнялось множество доработок, создавались новые модификации помимо основной.

Конструктивно ВЛ80 выпускался в двух секционном виде, однако предусматривалась возможность эксплуатации локомотива в составе трех иди четырех секций. Силовая часть конструкции ВЛ80 была представлена парой двухосных тележек на сварных рамах. В движение локомотив приводился тяговыми электромоторами постоянного тока.  Каждая секция локомотива имела токосъемный пантограф над кабиной, а также главный выключатель с названием ВОВ-25М;

Кабина ВЛ80

Управляется ВЛ80 из кабины машиниста, которой оборудуется каждая секция локомотива. Кабина располагает двумя рабочими местами. Имелся главный пост машиниста, а также второй пост для его помощника. Оборудование кабин совершенно одинаковое. На рабочем месте машиниста располагаются все основные приборы и органы управления. Вся аппаратура собрана в единый блок.

В составе приборов и управляющих органов имеется табло сигнальное, скоростемер, блокиратор тормозов, клапан сигнализации, кран для управления вспомогательным тормозом, установлен кран машиниста, а также кнопочная станция. Рабочее место машиниста оборудовано и панелью контрольных приборов.

В распоряжении помощника машиниста имеется кнопочный выключатель, набор измерительных приборов для контроля рабочих параметров оборудования, дешифратор, ящик документации, панель с бланком предупреждений и прочее.

Обогрев кабины осуществляется пять электропечами, в наличии два вентилятора для охлаждения постов машиниста и помощника. Освещения рабочих мест представлено зелеными и белыми светильниками. Под полом кабины установили печку обогрева лобовых окон. А между окнами размещен двусторонний светофор системы локомотивной сигнализации, имеется розетка для питания вентиляторов.

А поперечная стенка в кабине служит для размещения пульта радиостанции, медицинской аптечки, блока автоматов, громкоговорителей, зеркала, зажимов, колонки управления ручным тормозом, контактных зажимов. В левом углу размещается огнетушитель. Передняя часть кабины локомотива комплектуется тремя розетками межэлектровозного соединения.

Модификации ВЛ80

ВЛ80К

Самая первая модификация нового локомотива получила обозначение ВЛ80К. Данные локомотивы выпускались вплоть до 1971 года. Всего на было изготовлено 695 экземпляров. Эти электровозы оборудовались мощными вентиляторами обдува тяговых двигателей. В ряде электровозов было применено не совсем удачное расположение центробежных вентиляторов, что значительно ухудшило перемещение электровозной бригады по секциям.


ВЛ80Т

Следующей модификаций, и весьма многочисленной, стал электровоз ВЛ80Т выпуска 1967 года. Данная серия выпускалась вплоть до 1985 года, а всего на магистрали вышло 1317 локомотивов этой серии. У этой серии была изменена подвеска кузова на люлечную, в электроцепях появились автоматы, изменилась система вентиляции. Улучшились условия перемещения бригады по секциям, была модернизированы электроцепи локомотива.

Источник: Валерий Шитов

ВЛ80В

Также конструкторы создали несколько вариантов локомотива с наименованием ВЛ80В, все эти локомотивы не стали массовым продуктом.

ВЛ80Р−1766

Позже в серию пошел трехсекционный локомотив ВЛ80Р−1766, который выпускался почти 12 лет до конца 1986 года. Всего было собрано 373 локомотива. Впервые для тяговых движков было использовано плавное регулирование напряжения, что заметно улучшило эксплуатационные характеристики локомотива.

Эти электровозы были созданы для работы на самых тяжелых профилях железных дорог Сибири и Дальнего Востока. И сейчас эти грузовые локомотивы исправно работают на железных дорогах Красноярского края и Восточной Сибири.

Электровозы типа ВЛ80Р поступали для работы на тяжёлые о профилях пути участков Восточно-Сибирской, Красноярской, Дальневосточной дороги, появились они и в Батайском депо Сев-Кавказской дороги. Последний такой локомотив серии выкатился из заводских ворот в 1986 году. В настоящее время все электровозы ВЛ80Р стоят на вооружении локомотивных депо Восточно-Сибирской, а также и Красноярской железных магистралей.

Источник: Кирилл
Источник: Геннадий

ВЛ80С

Самой распространенной моделью локомотивов ВЛ, стал электровоз ВЛ80С, он появился в канун 80-х и выпускался до 95 года. Главной его особенностью стала возможность работы в многосекционном нечетном варианте секций. С локомотива 697все машины получили возможность эксплуатации в данном режиме. В ходе капитальных плановых ремонтов все старые электровозы также переводили на работу в трехсекционном режиме. Подобные изменения конструкции существенно утяжелили электровоз, и его паспортная масса выросла до — 192 т.

Источник: Иван

ВЛ80СМ

Дальнейшей развитии модельного ряда стал ВЛ80CМ, но который был выпущен лишь в количестве 4 единиц, в данный момент все они списаны. Сейчас множество ВЛ80 присутствуют на всех стальных магистралях России с питанием переменного тока, также их эксплуатирует Казахстан, Белоруссия и еще несколько стран СНГ.

Технические характеристики ВЛ80

Электровоз ВЛ800 создан для эксплуатации на основных железных дорогах страны, электрифицированных однофазным током 50 Гц частоты, а номинальное напряжение сети 25 кВ. Электровоз работает с напряжением в контактной сети минимум 19, максимум 29 кВ, в диапазоне температур воздуха от - 50 - + 40 °С.

Характеристики:

  • Высота — 5,100 м;
  • Длина — 3 × 16,240 м (48,720 м);
  • Ширина — 3,240 м;
  • Колея — 1,520 мм;
  • Скорость конструкционная — 110 км/ч;
  • Тип ТЭД — это коллекторные, НБ418К8;
  • Масса локомотива — 192 тонны;
  • Наибольшее разрешенное давление оси — 235±5кН;
  • Высота оси автосцепки — 1,040-1.080 м;
  • Диаметр колес — 1,250 м;
  • Минимальный радиус кривых — 125 м;
  • Мощность режима длительного тяговых двигателей — 6160 кВт;
  • Часовой режим, тяга — 442 кН;
  • Длительный режим, тяга — 400 кН;
  • Скорость в режиме часовом — 51,6 км/ч;
  • Скорость в режиме длительном — 53,6 км/ч;
  • Использование длительного режима с коэффициентом — не менее 0,84.

Электровозы типа ВЛ80 эксплуатируется в настоящее время: На Белорусской, Казахской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Московской, Красноярской, Октябрьской, Приволжской, Северной, Южно-Уральской, Узбекской железных дорогах.


Кейсы и новости из блога

Весь блог