+7 (495) 544-71-31

Как правильно обслуживать токоприемник

Как правильно обслуживать токоприемник

Конструкция токоприемников подразумевает максимально возможную надежность. Но без своевременного квалифицированного обслуживания даже самые надежные модели токоприемников прослужат меньше срока эксплуатации.

Причины износа токоприемников

Токоприемник - это внешнее устройство электровоза - ветер, снег, дождь, перепады температур могут привести в негодность и куда менее сложное устройство. Через него, как не очень сложно догадаться, проходит ток высокого напряжения. Который тоже может разрушить и куда менее сложное устройство.

Любой токоприемник состоит из подвижных и скользящих узлов, некоторые из которых необходимо банально смазывать. Все это делает техническое обслуживание токоприемников рутинной регламентированной работой.

Обслуживающий персонал, следящий за состоянием токоприемника и его работой придерживается регламентов ТО-1, ТО-2, ТО-3. В целом, они слабо отличаются от аналогичных регламентов техобслуживания автотранспорта.

ТО-1 - это внешний осмотр и диагностика узлов токоприемника через определенное количество (в зависимости от модели) "пробега", а также перед выходом электровоза на маршрут. ТО-2 - тщательный осмотр и диагностика всех узлов в депо, при ТО-3 меняются все "расходники" и изнашиваемые детали.

Особенности предрейсового и планового обслуживания токоприемников

Вне зависимости от конструкции, в первую очередь визуально проверяется рама основания. Она должна быть надежна закреплена, болты не должны быть деформированы. По необходимости, правятся швеллеры основания и проверяется как затянуты болты. Болты, имеющие выраженные признаки деформации, окиси, коррозии, заменяются. Небольшие трещины можно заварить с последующей зачисткой швов.

Далее проверяются все резиновые прокладки, шарнирные соединения, подшипники. Резиновые прокладки должны быть эластичными и целыми. Следует учесть, что используемая в прокладках токоприемников резина со временем теряет эластичность и начинает разрушаться, поэтому важна плановая замена этих элементов.

Предрейсовый осмотр подразумевает проверку шарнирных соединений и подшипников на плавность хода и отсутствие заеданий. На предмет выгорания проверяются алюминиевые вставки. Перед рейсом надо посмотреть не оплавлены ли они.

Алюминиевые вставки всех токоприемников (пантографных и дуговых) находятся в непосредственной близости к токам, которые могут поджечь этот металл, который со временем "вырабатывается". Выработка вставок на местах не должна превышать 4 мм. Это означает, что вставка должна быть минимум 16 мм толщиной и 12 мм, если речь идет об элементе двойной вставке.

По необходимости, в узлы и подшипники добавляется жировая смазка, обеспечивающая плавный ход подвижных элементов. Зазор между башмаком каретки и контактной вставкой не должен быть больше 2 мм, а переход между вставкой и башмаками - плавным.

Проверка токосъемной головки

Проверка токосъемной головки (полоза) не является обязательной предрейсовой процедурой, но проводится при возникновении обоснованных сомнений в ее надежности. Проверяется нажатие головки на контактный провод, которое должно находиться в заданных ТТХ параметрах.

Канаты дуговых токоприемников должны быть чистыми и целыми, без оборванных прядей. Фиксирующие устройства пантографных и дуговых токоприемников должны работать корректно, точная регулировка устройств проводится в депо. Как и вращение головки штангового токоприемника, которое должно быть свободным. Она не должна касаться обтекателя, зазор должен быть не менее 4 мм. Контактный провод также не должен соприкасаться с обтекателем. Это проверяется прежде всего по наличию следов провода на обтекателе.

Сборка-разборка токоприемника производится в случае подозрения на поломку или планово. В случае плановой сборки-разборки меняются все исчерпавшие ресурс элементы. Согласно регламенту, при ТО-3 могут быть заменены даже каркасы полозов толщиной менее 1,3 мм.

После сборки, смазки солидолом скользящих поверхностей и ревизии проводится окончательная регулировка. Работы по обслуживанию токоприемников могут проводиться только полной бригадой с соответствующими допусками и сертификатами.

Кейсы и новости из блога

Весь блог