+7 (495) 544-71-31

Пантограф для трамваев

Пантограф для трамваев

Многие жители городов часто наблюдают, как водители троллейбусов выходят из кабины, чтобы возвратить на место контактные штанги (токоприемники). В зависимости от сноровки и квалификации водителя это занимает несколько минут.

Это явление было характерно и для трамваев, пока над ними не появились токоприемники с подъемным механизмом, называемые пантографами. Они заменили упомянутые штанги.

Как появился трамвайный пантограф

Несмотря на свою легкость и простоту, трамвайный пантограф представляет собой сложный инженерно-технический механизм, над которым долгое время работали ученые и специалисты многих отраслей науки и техники.

Появился пантограф трамвая в США в начале прошлого века и сначала применялся, в основном, на электровозах, так как требования к безопасности, весу конструкции там были не так высоки, как для трамваев.

Понадобилось почти сто лет эксплуатации, более глубокое понимание электрических процессов, появление новых материалов, прежде чем пантографы трамвая заменили штангельные и бугельные устройства на трамваях.

Трамвай в Санкт-Петербурге с токоприемником завода Seltrans

Устройство трамвайного пантографа

Пантограф или токоприемник трамвая служит для подвода электрического тока от линий электропередачи к двигателю трамвая.

Для этого на крыше трамвая на мощном основании монтируются нижние рамы механизма, выполненные из стальных конусообразных труб. Они поворачиваются на валах с помощью подшипников скольжения. Таким образом достигается подвижность и надежность всей конструкции.

Синхронность поворота обоих валов и работу рам без перекосов обеспечивает металлическая тяга, соединенная с ушками. Все элементы механизма надежно изолированы.

Валы нижних рам поворачиваются под действием пружины, которая стремясь сжаться, передает усилие на ушки валов. Рамы несколько поднимаются и оказывают пружинящее давление на полоз, тем самым прижимая его к контактному проводу.

Это имеет большое значение, так как неровности дороги, ухабы, повороты прерывают соединение полоза с контактным проводомПо законам физики перерывы в контакте приводят к дуговому разряду в виде искр и молний. Это особенно заметно во время дождя.

Такие электрические явления ведут к преждевременному износу полоза и контактного провода. Также мешают контакту и встречное движение воздуха. Пружины рам во многом предотвращают такие явления.

Полоз и контактный провод соединяет угольная вставка. Она состоят из графитовых полос высокой чистоты. Они хорошо проводят электрический ток и, размягчается под действием высокой температуры, возникающей при трении и действии тока, исполняют роль смазочного материала.

 
Токоприемник на трамвае Витязь М

Различия трамвайных токоприемников

В старых моделях трамваев подъем и опускание рам осуществляется с помощью механического привода. В современных трамваях такие действия производятся электромеханическим приводом.

В зависимости от мощности используемого транспорта применяют полоза: 

  • двухрядные;
  • трехрядные;
  • четырехрядные.

Сегодня завод изготавливает весь ряд токоприемников, используемых всеми видами электротранспорта.

Серии пантографных токоприемников:

  1. ТрА;
  2. ЛА;
  3. ТА.

Пантографы серии ТрА изготавливаются в таком ряду:

Допустимый ток до 800 А в движении, а на стоянке –160А при напряжении 550 В.

Токоприемники серии ЛА имеют систему автоматического опускания при поднятии токоприемника выше 7 м над уровнем головки рельса или разрушении полоза.

Пантографы серии ТА также снабжены системой автоматического опускания. Трехрядный и четырехрядный полоз позволяет снимать ток от 2400 А до 3200 А, работать с напряжением 27КВ и развивать скорость до 160 км/ч. Это особенно важно, так как Россия намеревается переходить на производство высокоскоростных электровозов.

Кейсы и новости из блога

Весь блог