Рельсовые автобусы второго типа (РА2) создавались в промежутке между 2005 и 2015 годами. Производителем был завод Метровагонмаш, расположенный в Мытищах. Под названием РА2 была выпущена серия дизельных составов моторных вагонов в разных модификациях.
История РА2
История дизельных подвижных составов РА2 начинается в 2004 году. Тогда заводом ОАО “Метровагонмаш” началась разработка рельсового автобуса. Заказчиком выступили Российские Железные Дороги. В 2005 году был представлен первый экспериментальный трехвагонный автобус, а в 2006 завод получил сертификат на производство этого транспорта. В том же 2005 году был спроектирован одновагонный РА2. Но первый экземпляр оказался единственным. В 2006 разработчики представили модель служебного состава первого класса. В 2019 году одна из моделей РА2 открыла железнодорожное сообщение с Крымским полуостровом по Крымскому мосту.
Особенности рельсового автобуса
Данный вид транспорта предназначен для недолгих поездок по одной области или городу. Этим объясняются небольшие объемы баков для топлива. Может развивать скорость до 120 км/ч, но фактическая скорость не должна превышать 100 км/ч.
Пассажирский состав может состоять от двух до четырех вагонов. Базовая составность РА2 – два моторных вагона, между которыми один безмоторный. Возможны вариации из двух головных моторных вагонов или двух моторных и двух безмоторных между ними. Кроме обычного существуют с комплектацией классов “Люкс”, “Бизнес” и “Представительский”.
В голове рельсового автобуса установлены немецкий силовой модуль с дизельными двигателями, гидрозамедлителями, системами охлаждения и прочим техническим оборудованием. Силовой модуль находится в нижней части вагона, в полу. Каждый состав оборудован системой пожаротушения с возможностью самостоятельно определить его наличие.
Эксплуатация РА2
Известно 115 действующих рельсовых автобусов. Последний из выпущенных обладает номером 120. РА2 используется как пригородный транспорт на железных дорогах в России, Украине и Литве. В Монголии эта модель используется в качестве городского средства передвижения. Белгород пока является единственным городом россии, в котором РА2 также передвигается в черте города.
Салон РА2
Технические характеристики
- 222 места для сидения;
- Масса головного вагона – 44 тонны, прицепного – 37 тонн;
- Максимальный запас топлива рассчитан на 500 км/ч (в модификации 750.05-30 – 800 км/ч);
- Длина – 70 метров;
- Высота – 4700 мм;
- Ширина – 3140 мм;
- Колея – 1520 мм;
- Конструкционная скорость – 120 км/ч;
- Минимальный радиус прохождения кривых – 80 м;
Мощность поезда (2 головных вагона) – 2×350 л.с. (700 л.с.);
Составность – 2, 3 и 4 вагона.
Модификации
У рельсового автобуса существует три основных модификации. Две из них используются для перемещения пассажиров и служебных лиц. Все они обладают внешними и внутренними отличиями.
Модель 750.05
Модификация 750.05 является базовой в линейке РА2. Предназначена для пассажирских перевозок. Первая модель из РА2. Всего построено около 30 составов данной модификации. Изначально состав включал в себя три моторных вагона, но после испытаний было принято решение убрать двигатель из промежуточного. Корпус рельсового автобуса выполнен из нержавеющей стали. Двери в тамбурах открываются по нажатию кнопки. Выходы из вагонов находятся в центре у головных и по бокам у прицепных. Посадка и высадка возможны как с низких, так и с высоких платформ.
В салоне установлены комфортные кресла по три или два места. Для освещения используются люминесцентные светильники. Биотуалеты оснащены лампочками “свободно/занято” в салоне. Внешне модель можно отличить по гофрированным деталям на бортах.
Модель 731.55
Одновагонная модификация РА2 с дизельным двигателем М721-01. Разрабатывался с целью установки двигателей отечественного производства на последующие рельсовые автобусы. Был сконструирован почти в одно время с базовой моделью 750.05. Модель не была пущена в производство и осталась в единственном экземпляре.
Модель 750.05-30
Модификация базовой модели для проведения служебных конференций высокопоставленных лиц РЖД.Была построена в 2006 году Состоит из двух моторных вагонов. Один из них – вагон первого класса. В нем предусмотрены салон первого класса, купе-кабинет блок санузла и большой коридор. Второй вагон создан для совещаний и поэтому включает в себя просторный салон для совещаний со столом, маленький коридор, салон второго класса и санузел. В салоне также изменено оборудование: улучшена система вентиляции и кондиционирования, подключено спутниковые связь и телевидение, беспроводная связь, установлен дополнительный дизельный генератор на случай аварийных ситуаций, добавлено оборудование для хранения и разогревания еды, приготовления напитков.
Также стоит отметить увеличенный километраж (до 800 км), так как нагрузка на двигатели снижена без прицепного вагона. Внешне вагон можно отличить по гладким бокам и герметичным переходам. Позднее были созданы улучшенные версии этой модификации под номером 750.05-20. Эти составы в основном поставлялись на экспорт.