+7 (495) 544-71-31

Тепловоз 2ТЭ10МК

Тепловоз 2ТЭ10МК

История тепловоза 2ТЭ10МК

Тепловозы семейства ТЭ10 выпускались более 50 лет с 1958 по 2007 годы, сначала на Харьковском тепловозостроительном заводе, затем выпуск продукции наладил Ворошиловградский завод транспортного машиностроения. Двухсекционые мощные тепловозы с успехом заменили паровозы, которые имели одиночную тягу. Усовершенствованные технические показатели локомотивов и их роль в развитии советского железнодорожного транспорта были отмечены правительством. Разработчики награждены дипломами и медалями. В 1981 году завод наладил выпуск локомотивов серии «2ТЭ10МК» - магистpальный двухсекционный грузовой локомотив мощностью 3000 л.с.

2ТЭ10МК на станции

Особенности тепловоза 2ТЭ10МК

Тепловозы 2ТЭ10МК имели существенные конструкторские особенности, а именно управление машиной можно было осуществлять с единого управленческого пульта. Появилась возможность перехода сразу двух секций на холостой ход, исчезла зависимость оборотов дизельного агрегата от работы холодильного вентилятора. Панель правого бокового окна дополнилась сигнализационными лампами. В тепловозных цепях 2ТЭ10МК управления было увеличено количество диод-резисторных цепочек, в результате чего исключились перегрузки, которые случались во время отключения некоторых цепей. Тормозная система стала контролироваться электрическим управлением. Межсекционное соединение стало осуществляться с помощью трёх розеток. Претерпели изменения штепсельные разъёмы, необходимые для соединения АКБ секций. Специальное переговорное устройство дало возможность общаться поездным бригадам из разных секционных кабин.

2ТЭ10МК в Казахстане

Основные неисправности тепловоза 2ТЭ10МК

Локомотивы 2ТЭ10МК зарекомендовали себя как надёжная и проверенная техника, но в любом агрегате происходит износ и поломка узлов и деталей. Во время эксплуатации могут возникнуть:

  • Неисправности трубопровода;
  • Поломка топливного насоса;
  • Уменьшение мощности двигателя;
  • Уменьшение уровня воды в системе охлаждения;
  • Снижение уровня масла;
  • Нарушение функционирования главного вентилятора, трещины и сколы в дисках и лопастях;
  • Выход из строя компрессора.
Пульт управления тепловоза 2ТЭ10МК
Кабина тепловоза 2ТЭ10МК

Кабина тепловоза 2ТЭ10МК

Кабина тепловоза предназначена для размещения поездной бригады, оборудования и приборов, которые необходимы для управления локомотивом. Она полностью соответствует требованиям безопасности. Кабина локомотива 2ТЭ10МК оборудована двумя эргономичными креслами для машиниста и его помощника, есть откидное сидение для машиниста-инструктора. Большие лобовые окна, изготовленные из многослойного, прочного, безосколочного стекла, позволяют хорошо просматривать путь следования, путевые сигналы и соседние пути. Снаружи окна оборудованы стеклоочистителями и устройством для омывания стёкол. Боковые окна кабины имеют плоские толстые стёкла.

Каркас кабины состоит из стальной конструкции, обшитой прочными листами. Шумо- и теплоизоляцию обеспечивают негорючие материалы, характеристики которых строго соответствуют специальным техническим условиям и нормам ГОСТ.

В кабине машиниста тепловоза находится всё необходимое оборудование для управления локомотивом, а также для обеспечения комфортных условий работы тепловозной бригады.

Конструкция тепловоза 2ТЭ10МК

Схема тепловоза 2ТЭ10МК
  1. 1. Пульт управления.
  2. 2. Ручной тормоз.
  3. 3. Вентилятор кузова.
  4. 4. Компрессор.
  5. 5. Тяговый генератор.
  6. 6. Вентилятор охлаждения тягового генератора.
  7. 7. Тифон.
  8. 8. Центробежный нагнетатель второй ступени.
  9. 9. Воздухоочиститель.
  10. 10. Дизель.
  11. 11. Тяговый блок.
  12. 12. Выхлопное устройство.
  13. 13. Бак для воды.
  14. 14. Адсорбер.
  15. 15. Бак для воды.
  16. 16. Гидропривод вентилятора.
  17. 17. Колесо вентилятора.
  18. 18. Секция радиатора.

Топливная система тепловоза

Основная задача системы – обеспечение оптимальной подачи топлива для слаженной работы дизельного агрегата.

Состоит из:

  • топливный насос низкого давления;
  • топливоподкачивающий агрегат;
  • фильтр грубой очистки топлива Ф1 и Ф2;
  • фильтр тонкой очистки топлива;
  • подогреватель топлива АТ;
  • топливный бак;
  • предохранительные клапана.
Схема топливной системы тепловоза 2ТЭ10МК
  1. 1. Дизель-генератор.
  2. 2. Топливный коллектор.
  3. 3. Клапан перепускной.
  4. 4. Манометр давления топлива до фильтра тонкой очистки.
  5. 5. Манометр давления топлива после фильтра тонкой очистки.
  6. 6. Фильтр тонкой очистки топлива.
  7. 7. Демпфер.
  8. 8. Клапан предохранительный.
  9. 9. Трубопровод отвода грязного топлива.
  10. 10. Трубопровод отвода просочившегося топлива из форсунок.
  11. 11. Подогреватель топлива.
  12. 12. Заборное устройство.
  13. 13. Топливный бак.
  14. 14. Вентиль для выпуска воздуха из системы.
  15. 15. Вентиль.
  16. 16. Вентиль.
  17. 17. Клапан аварийного питания.
  18. 18. Фильтр грубой очистки.
  19. 19. Топливоподкачивающий агрегат.

Во время запуска дизеля топливо подаётся из бака с помощью топливоподкачивающего агрегата, проходит через фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, через топливный коллектор к насосам высокого давления. Нужное давление поддерживается с помощью предохранительного клапана. Затем включается в работу топливный насос низкого давления, который направляет топливо в дизельный коллектор. Излишки топлива стекают из форсунок в бак. Манометры контролируют степень загрязненности фильтров, если перепад давления более 0,3 МПа, то фильтрующие элементы подлежат замене.

Водяная система

Открытая двухконтурная система охлаждения дизельного агрегата, имеющая расширительный бак и принудительную циркуляцию воды. В систему так же входят: маслоохладитель, холодильная камера, оснащённая вентилятором, жалюзи и гидромеханическим приводом. С помощью водяного насоса вода поступает из радиатора по трубопроводу в дизель, охлаждая выхлопные коллекторы и рубашки цилиндров, отдаёт тепловую энергию воздуху, который поступает через водовоздушные секции радиатора. Охлаждённая вода «холодного» контура, направляется в охладитель наддувочного воздуха, забрав от него тепло, с помощью центробежного водяного насоса нагнетается в трубопровод, идущий к маслоохладителю, после чего по трубе поступает к радиаторам. Температура воды в радиаторе регулируется с помощью жалюзи и изменениями частоты вращения вала вентилятора.

Схема водяной системы тепловоза 2ТЭ10МК
  1. 1. Радиаторные секции.
  2. 2-4. Вентили.
  3. 5. Бак расширительный. 
  4. 6. Водяной бак санузла.
  5. 7. Ручной водяной насос.
  6. 8-10. Вентили.
  7. 11. Бочка для подвода воздуха при продувке системы.
  8. 12. Термореле.
  9. 13. Карманы для ртутного термометра.
  10. 14-15. Шланги.
  11. 16-17. Электроманометры.
  12. 18. Дизель генератор.
  13. 19. Топливогенератор.
  14. 20-21. Краны.
  15. 22. Отопительно вентялиционный агрегат.
  16. 23-24. Вентили.
  17. 25. Шланг.
  18. 26. Вентили.
  19. 27. Кран.
  20. 28. Вентиль.
  21. 29. Водяной насос дизеля.
  22. 30. Шланги.
  23. 31. Карман для ртутного термометра.
  24. 32. Бачок.
  25. 33-36. Вентили.
  26. 37-38. Головки заправочные.

Двухконтурная система охлаждения полностью заполнена водой и взаимодействует с атмосферой с помощью расширительного водяного бака, расположенного в холодильной камере. Его основные задачи: компенсация температурных расширений жидкости, вывод образовавшегося пара по выпарным трубкам, подпитка водяных насосов. Во время эксплуатации в летний период не допускается перепуск между контурами, они сообщаются только в расширительном бачке. Если температура окружающей среды ниже +7о С, то с помощью вентиля обеспечивается сообщение между контурами и происходит циркуляция жидкости из «горячего» контура в «холодный». При этом поток «горячего» контура воды обеспечивает оптимальную температуру воздуха в кабине, регулирует необходимую температуру топлива в топливоподогревателе. Жидкость «холодного» контура проходит через маслоохладитель, поступает в радиатор и частично смешивается с горячим потоком на входе в центробежный водяной насос. Вода для системы охлаждения должна быть прозрачной, пресной, без посторонних примесей, строго соответствовать инструкции МПС № ЦТ ЧС-50. Заправка локомотива производится с любой стороны с помощью заправочных соединительных головок.

Тепловоз 2ТЭ10МК в Казахстане
Источник: Jean

Технические характеристики

  • Род службы – грузовой;
  • Полный служебный вес – 138 т.;
  • Длина локомотива – 16 969 мм;
  • Максимальная высота – 4948 мм;
  • Ширина 3080 мм;
  • Диаметр колес – 1050 мм;
  • Ширина колеи – 1520 мм;
  • Наименьший радиус проходимых кривых – 125 м;
  • Тип дизеля – 10Д100 (5Д49 на Коломенских 2ТЭ10МК, 10Д100M1A(н.в);
  • Мощность дизеля – 3000 л. с.;
  • Скорость длительного режима – 23 км/ч;
  • Конструкционная скорость – 100 км/ч.


Кейсы и новости из блога

Весь блог