Это дизельный магистральный грузовой двухсекционный (есть модификация 3ТЭ116 с тремя секциями) тепловоз с электропередачей, 116 - номер серии. Выпускался на тепловозостроительном заводе в Луганске с 1971 по 2016 г. Один из самых распространенных локомотивов на не электрифицированных участках железнодорожной сети 1524/1520 мм.

История
По мере развития народнохозяйственного комплекса СССР предыдущее поколение, семейство ТЭ3, перестало удовлетворять растущим требованиям в сфере грузовой тяги. Требовались более мощные дизельные локомотивы и тепловоз 2ТЭ116 с 3060 л. с. в секции стал ответом на вызовы времени. С 2007 года для российских и монгольских железных дорог строилась "усовершенствованная" (с индексом У) версия тепловоза мощностью дизелей 7200 л. с. и модернизированной маской кабины. В 2016 году производство было остановлено в связи с конфликтом в Донбассе.
Другие модификации тепловоза:
- 2ТЭ116Г - газодизельный тепловоз, с дополнительной секцией для хранения газа;
- 2ТЭ116М - с реостатным тормозом, позже ставший серийным оборудованием;
- 2ТЭ116УП - грузопассажирский тепловоз, с системой электроотопления состава;
- 2ТЭ116УМ - для Монголии, мощностью дизеля 3600 л. с. и модернизированной системой очистки воздуха.

Кроме того, было построено несколько типов дизель-поездов с использованием одной или двух секций 2ТЭ116.
- ДТ116 состоит из двух секций в голове и хвосте поезда и нескольких прицепных вагонов электропоезда ЭР9ПК между ними (позже были расформированы);
- ДТЛ2 также из двух секций в голове и хвосте поезда, но вагоны, в количестве трех или четырех единиц, от электропоезда ЭПЛ2Т или ЭПЛ9Т;
- ДПЛ2 состоит из одной секции тепловоза, трех прицепных и головного вагона от ЭПЛ2Т.
Особенности конструкции 2ТЭ116
Состоит тепловоз из двух одинаковых секций, каждая может использоваться как самостоятельный локомотив. В кузове рамной конструкции расположена силовая установка из V-образного 16-цилиндрового турбированного дизеля 1А-5Д49 и генератора ГС-501А, вспомогательное оборудование и кабина управления 2ТЭ116. Управление дизелем электромагнитное дистанционное , через контроллер машиниста.
Электропередача тепловоза 2ТЭ116 - по схеме переменно-постоянного тока. Запитаны на тяговый генератор мотор-вентиляторы систем охлаждения выпрямительной установки, дизеля и тяговых электродвигателей. Стартер-генератор после запуска выдает 110 В постоянного тока для заряда аккумуляторов, питания вспомогательных агрегатов, систем управления и освещения.
Кузов 2ТЭ116 через шкворневые узлы опирается на две трехосные бесчелюстные тележки с асимметричным расположением упругих элементов (винтовых пружин). Тягово-тормозные усилия с букс на тележку передаются поводками. Подвес тяговых электродвигателей 2ТЭ116 выполнен по опорно-осевой схеме, привод осей индивидуальный, через одноступенчатый редуктор. Амортизаторы тепловоза 2ТЭ116 фрикционного типа.
Технические характеристики тепловоза 2ТЭ116
- масса - 2×138 т;
- мощность - 2×3060 л. с.;
- осевая формула - 2×(3О−3О);
- род службы - грузовой;
- длина (учитывая автосцепку) — 2×18150 мм;
- высота - 5104 мм;
- ширина - 3080 мм;
- осевая нагрузка - 23 т;
- минимальный радиус кривых - 125 м;
- конструкционная скорость - 100 км/ч;
- тяга длительного режима - 2×26 тс.

Эксплуатация
В России тепловозы 2ТЭ116 работают в ОАО «РЖД» на дорогах:
- Октябрьская;
- Юго-Восточная;
- Приволжская;
- Свердловская;
- Северо-Кавказская;
- Западно-Сибирская.
Тепловозы 2ТЭ116 эксплуатируются на предприятиях:
- Учалинский ГОК;
- ФГУП "Крымская ЖД";
- Орско-Халиловский меткомбинат;
- ГМК "Норильский никель".
В Украине тепловозы 2ТЭ116 работают на Южной, Донецкой, Юго-западной, Приднепровской и Одесской железных дорогах. Используются в Казахстане, Узбекистане, а также в Латвии и Эстонии.