+7 (495) 544-71-31

Тепловоз 2ТЭ116

Тепловоз 2ТЭ116

Это дизельный магистральный грузовой двухсекционный (есть модификация 3ТЭ116 с тремя секциями) тепловоз с электропередачей, 116 - номер серии. Выпускался на тепловозостроительном заводе в Луганске с 1971 по 2016 г. Один из самых распространенных локомотивов на не электрифицированных участках железнодорожной сети 1524/1520 мм.

Тепловоз 2ТЭ116. Беларусь, Гомельская область, станция Козенки

История 

По мере развития народнохозяйственного комплекса СССР предыдущее поколение, семейство ТЭ3, перестало удовлетворять растущим требованиям в сфере грузовой тяги. Требовались более мощные дизельные локомотивы и тепловоз 2ТЭ116 с 3060 л. с. в секции стал ответом на вызовы времени. С 2007 года для российских и монгольских железных дорог строилась "усовершенствованная" (с индексом У) версия тепловоза мощностью дизелей 7200 л. с. и модернизированной маской кабины. В 2016 году производство было остановлено в связи с конфликтом в Донбассе.

Другие модификации тепловоза:

  • 2ТЭ116Г - газодизельный тепловоз, с дополнительной секцией для хранения газа;
  • 2ТЭ116М - с реостатным тормозом, позже ставший серийным оборудованием;
  • 2ТЭ116УП - грузопассажирский тепловоз, с системой электроотопления состава;
  • 2ТЭ116УМ - для Монголии, мощностью дизеля 3600 л. с. и модернизированной системой очистки воздуха.
Тепловоз 2ТЭ116. Украина, Житомирская область, перегон Сокорики — Коростень-Подольский

Кроме того, было построено несколько типов дизель-поездов с использованием одной или двух секций 2ТЭ116.

  • ДТ116 состоит из двух секций в голове и хвосте поезда и нескольких прицепных вагонов электропоезда ЭР9ПК между ними (позже были расформированы);
  • ДТЛ2 также из двух секций в голове и хвосте поезда, но вагоны, в количестве трех или четырех единиц, от электропоезда ЭПЛ2Т или ЭПЛ9Т;
  • ДПЛ2 состоит из одной секции тепловоза, трех прицепных и головного вагона от ЭПЛ2Т. 

Особенности конструкции 2ТЭ116

Состоит тепловоз из двух одинаковых секций, каждая может использоваться как самостоятельный локомотив. В кузове рамной конструкции расположена силовая установка из V-образного 16-цилиндрового турбированного дизеля 1А-5Д49 и генератора ГС-501А, вспомогательное оборудование и кабина управления 2ТЭ116. Управление дизелем электромагнитное дистанционное , через контроллер машиниста.

Электропередача тепловоза 2ТЭ116 - по схеме переменно-постоянного тока. Запитаны на тяговый генератор мотор-вентиляторы систем охлаждения выпрямительной установки, дизеля и тяговых электродвигателей. Стартер-генератор после запуска выдает 110 В постоянного тока для заряда аккумуляторов, питания вспомогательных агрегатов, систем управления и освещения.

Кузов 2ТЭ116 через шкворневые узлы опирается на две трехосные бесчелюстные тележки с асимметричным расположением упругих элементов (винтовых пружин). Тягово-тормозные усилия с букс на тележку передаются поводками. Подвес тяговых электродвигателей 2ТЭ116 выполнен по опорно-осевой схеме, привод осей индивидуальный, через одноступенчатый редуктор. Амортизаторы тепловоза 2ТЭ116 фрикционного типа.


Технические характеристики тепловоза 2ТЭ116

  • масса - 2×138 т;
  • мощность - 2×3060 л. с.;
  • осевая формула - 2×(3О−3О);
  • род службы - грузовой;
  • длина (учитывая автосцепку) — 2×18150 мм;
  • высота - 5104 мм;
  • ширина - 3080 мм;
  • осевая нагрузка - 23 т;
  • минимальный радиус кривых - 125 м;
  • конструкционная скорость - 100 км/ч;
  • тяга длительного режима - 2×26 тс.
Тепловоз 2ТЭ116. Украина, Донецкая область, станция Дебальцево


Эксплуатация

В России тепловозы 2ТЭ116 работают в ОАО «РЖД» на дорогах:

  • Октябрьская;
  • Юго-Восточная;
  • Приволжская;
  • Свердловская;
  • Северо-Кавказская;
  • Западно-Сибирская.

Тепловозы 2ТЭ116 эксплуатируются на предприятиях:

  • Учалинский ГОК;
  • ФГУП "Крымская ЖД";
  • Орско-Халиловский меткомбинат;
  • ГМК "Норильский никель".

В Украине тепловозы 2ТЭ116 работают на Южной, Донецкой, Юго-западной, Приднепровской и Одесской железных дорогах. Используются в Казахстане, Узбекистане, а также в Латвии и Эстонии.


Кейсы и новости из блога

Весь блог