+7 (495) 544-71-31
Модернизированный трамвай Татра
Модернизированный трамвай Татра

Больше сорока лет трамваи Татра поступали в страны советского, а потом постсоветского пространства, а также в государства восточной Европы. В период эксплуатации они показали свою надежность, поэтому до сей поры перевозят пассажиров во многих городах. За все время производства и использования трамвай Татра неоднократно усовершенствовался, выпускались новые модели, конструкция которых учитывала требования современности.

История трамвая Татра

Производством трамваев занималось чехословацкое (затем чешское) предприятие ЧКД, находящееся на лидирующих позициях в социалистическом лагере в электротехнике и машиностроении. Свою деятельность компания ЧКД начала с 1927 года. Первая модель, разработанная ЧКД (Татра 1), была произведена в 1952 году.

Трамвай Татра 3 стал самой популярной и распространенной моделью семейства, поступавшей в города СССР и восточноевропейские государства в 1960-1999 годах. За этот период предприятие выпустило 14113 вагонов с учетом прицепных, из них 11368 экземпляров поступило в СССР.

Производитель поставлял модификации, адаптированные под конкретные условия эксплуатации:

  1. Трамваи для СССР T3SU. До 1976 года поступали двухдверные вагоны, после упразднения кондукторного обслуживания в приоритете стала закупка трехдверного транспорта. Некоторые системы были доработаны для эксплуатации состава в климате России. Служебная лестница была расположена у задней двери, водительская кабина отделялась глухой перегородкой, изначально имевшей застекленный верх.
  2. Вагоны для Чехословакии T3SUCS. Эти транспортные средства по конструкции не отличались от модификации для Советского Союза.
  3. Вагоны для ГДР T3D. Эксплуатировались они по различным схемам, подразумевавшим использование одного или двух моторных вагонов, к которым прицеплялись безмоторные. Прицепами были вагоны такой же конструкции, как и моторные, но без тягового оборудования.
  4. Трамваи для Югославии T3YU. В основной части транспортных средств пантограф размещен был над задней тележкой. Последние трамваи, собранные в 1982 году, имели схожие с T3D конструктивные особенности, могли использоваться с прицепами.
  5. Вагоны для Румынии T3R. Производились в таком же исполнении как T3SU, электрооборудование было рассчитано на мощность 750 В.

Последние восемь трамваев Татра 3 компания выпустила для России в 1997-99 годах. Однако по экономическим причинам не все из них были выкуплены, поэтому после модернизации остались в Чехии.

Трамвай Татра

Конструктивные особенности

Трамвайные вагоны Татра 3 оснащены токоприемниками ТрА 04-СЭТ 90, предназначенными для образования контакта между сетью и электрооборудованием. Токоприемник может быть с несколькими видами контактных элементов, среди которых вставки угольные и алюминиевые, полоз алюминиевый плоский. Кузов состоит из рамной конструкции, бортовых и крышных шпангоутов, к которым приварена металлическая обшивка крыши, боковых сторон. Для изготовления передних и задних стенок использован самозатухающий пластик.

Трамваи Татра оснащены оборудованием и элементами механического и электрического типа, детали пневматического действия отсутствуют. К механическому виду относятся следующие элементы:

  • кузов;
  • механизмы тормозов;
  • ходовая часть;
  • дополнительные детали оборудования и другие устройства.

Электрооборудование — это элементы систем отопления, вентилирования, тормозов.

Модернизация трамваев Татра

Подвижной состав марки Татра 3 стал обычным явлением на улицах городов советского и постсоветского пространства, Чехии, Югославии, понравился пассажирам, ремонтникам и водителям. Для улучшения характеристик трамваев повсеместно выполняется модернизация, в ходе которой:

  • устанавливаются новые моторы;
  • кардинально реставрируются кузова;
  • переустраиваются салоны;
  • монтируются транзисторный или тиристорно-импульсный комплексы управления.

Осуществлялась модернизация трамваев Татра обычно собственными силами предприятий — депо, вагоноремонтных мастерских. Она позволила увеличить срок эксплуатации вагонов, сделать их более приспособленными к современным требованиям.

В результате проведения работ по усовершенствованию трамвай Татра 3 удалось избавить от многих недостатков. За счет замены мотора-генератора существенно понизился уровень шума при стоянке и в движении трамвая. Теперь источниками шума являются отопители, зависит сила звука также от состояния рельсового полотна. К другим недостаткам можно отнести слишком высокий пол и низкие окна — пассажиру приходится наклоняться, чтобы взглянуть в них. У некоторых трамваев отчетливо слышится скрип на поворотах, при открывании/закрывании дверей.

Наличие определенных несовершенств трамвайных вагонов нивелируется массой достоинств, делающих их использование удобным и эффективным. Трамваи Татра 3 и сейчас считаются основным видом транспорта этого типа во многих городах.

Кейсы и новости из блога
Модернизированный трамвай Татра
Трамвай Усть-Катавского завода 71-619
Современный трамвай «Витязь-М»
Весь блог