2М62 — один из лучших вариантов тяговых дизельных тепловозов, имеющих несколько модификации, отличающихся друг от друга по конструктивным исполнениям ряда систем, секций и узлов. На территории России машины из данной серии на профессиональном жаргоне получили прозвище "Машка" (редко "Маруся").
История тепловоза 2М62
Первые опытные тепловозы семейства М62, обладающие мощностью силовой установки 2000 л.с и адаптированные под европейские ж/д колеи 1435 мм, были спроектированы еще в середине 60-х годов прошлого столетия Луганским тепловозостроительным заводом. Были в разработаны на базе тепловозов «Di3» с мощностью 1950 л.с.
В 1970 году на Ворошиловградском заводе началось производство дизельных "Машек", адаптированных под колею 1524 мм, которые получили нумерацию с 1003. Всего было построено 721 машина.
С 1976 по 1985 год стали выпускаться двухсекционные тяговые дизельные тепловозы получившие обозначение 2М62. Главным отличием которых было отсутствие дополнительной рабочей кабины машиниста. Особенность 2М62 в данной модификации была рассчитана на увеличения единичной мощности локомотива. Всего был изготовлено 1261 единиц (№0001-1261).
Особенности тепловоза 2М62
Основное назначение тяговых тепловозов "Машек"— магистральная грузовая работа. Прекрасные технические характеристики позволяют использовать ж/д технику данной серии и в хозяйственном и вывозом движении на путях общего и необщего пользования.
Достоинства 2М62:
- доказанная надежность эксплуатации;
- возможность работы при любых погодных условиях;
- продуманная до мелочей схема электропитания;
- относительно небольшой расход топлива.
Основа "Машки" — кузов вагонного типа, состоящий из отдельных частей: кабина машиниста, проставка, кузов над дизелем, холодильная камера и переходной тамбур. Который приваривается на главную несущую раму, состоящую из хребтовой балки, дополнительно оснащенной литыми стяжными ящиками, предназначенными для крепления ударно-тяговых устройств и тягового крюка с винтовой стяжкой и буферов. На раму "Машки" монтируется силовое и вспомогательное оборудование. Перечисленные основные части конструкции опираются над две трехосные тележки, оборудованные передачей тормоза рычажного типа.
"Машка" обладает двумя секциями, каждая из которых может быть использована в качестве тяговой машины. Каждая из которых имеет три наружные и три внутренние двери. Оснащается тяговыми генераторами ГП312.
Узлы:
- двухтактный двигатель с 12-ти цилиндрами внутреннего сгорания м с характерным расположением цилиндров(У-образное);
- топливная система высокого и низкого давления, состоящая из насоса блочного типа, форсунок закрытого типа, регулятор, предельный выключатель, форсуночные трубки и т.д;
- система охлаждения состоит из двух контуров один их которых предназначен для охлаждения дизеля, а другой для снижения температуры масла дизеля;
- пневматический тормоз, управляемый из кабины машиниста;
- противопожарная установка;
- охлаждающее устройство состоящее из холодильной камеры, блоков секции, жалюзи с приводами, теплообменника и системы регулирования температуры воды и масла;
- аккумуляторная батарея и т.д.
Схема и кабина 2М62
Тепловозы "Машка" обладают кабиной, оснащенной приборами и устройствами, позволяющих эксплуатировать машину. Пост машиниста с правой стороны, а помощника соответственно с левой. Окна выполняются из специального закаленного стекла и дополнительно укрепляются резиновой окантовкой и скобками из нержавеющей стали.
На рабочем месте ТЧМ располагается пульт управления, кран машиниста и вспомогательного тормоза, рации и т.д.
- Пульт управления;
- Камера для электрических аппаратов;
- Компрессор;
- Двухмашинный агрегат;
- Тяговый генератор;
- Дизель;
- Вентилятор;
- Радиаторы.
Схему движения "Машки" приводит в действия выбор позиции на панели управления, которые передают вырабатываемый переменное напряжение по обмоткам, отвечающее за необходимое возрастание мощности тепловоза.
Модификации
При модификации 2М62 рассматриваемой серии были внесены следующие изменения:
- изменение расположения табличек (с №0094-0112) и применение прямоугольной заводской таблички с №0325;
- унифицированные двери(с 0250 номера);
- квадратные буферные фонари(с 750-ой машины);
- новые переходные площадки — с 0923(брезент) и 0924 - (резина);
- новые лобовые "составительские" поручни — штыревые и скобчатые(№1002 и №1003);
- новое расположение свистка и тифона под кузовом(с 1059-ой машины);
- красный фон номерной таблички с №1215.\
Отдельно выделяют модификацию "Машек" с условным обозначением 2М62У, относящуюся к двухсекционному типу дизельных тяговых агрегатов. Отличается бесчелюстными тележками, большей ёмкостью топливного бака и буферными фонарями блочного типа. Было построено 393 машины для внутренних нужд СССР.
Эксплуатация 2М62
Все поздние модификации "Машки" 2М62 на данный момент используются для грузоперевозок на Московской, Октябрьской, Забайкальской, Горьковской и Прибалтийской дорогах.
За долгие годы эксплуатации вся серия значительно выработала свои рабочий ресурс, но капитальный ремонт и модернизация(в частности замена дизеля на четырехтактный и замена аккумуляторов на более современные модели и т.п).
Неисправности тепловоза
Частые неисправности: поломки электрических цепей, неисправности переднего распределительного редуктора, выход из строя тележек, износ основных узлов конструкции и т.д.
Тяговый тепловоз "Машка" особенно проблемный по износу(в связи с длительной эксплуатацией).
Технические характеристики тепловоза 2М62
Машка обладает следующими техническими и тяговыми характеристиками:
- конструкционная и длительная скорость — 100 и 20 км/ч;
- полный служебный вес — 116,5 тонн;
- нагрузка на рельсы — 19,4 тонны;
- длина рабочего состава — 17400 мм;
- масса одной секции — 120 тонн;
- диаметр колеса(центр) — 900 мм;
- мощность дизеля — 2 по 1470(2000) л.с;
- ширина колеи — 1520мм;
- высота (по выпускной трубе) — 4630 мм;
- осевая формула — 30-30;
- ширина — 2950мм;
- колесная и шкворневая база — 4200 и 8600 мм.