+7 (495) 544-71-31

Электровоз ВЛ10

Электровоз ВЛ10

Грузовой электровоз ВЛ10 - это заслуженная «рабочая лошадка», созданная в далеком 1961 году на Тбилисском машиностроительном заводе. Литеры «ВЛ», как и многое в то время, означает «Владимир Ленин». Что еще они могли означать в 1961 году?

Электровоз ВЛ10: история, настоящее и будущее

Поезд может использоваться и как пассажирский, но для этого стандартной комплектации недостаточно - необходимо дополнить ее двухпроводным электропневматическим тормозом (ЭПТ). А еще установить систему электроотопления пассажирских поездов.

Тем не менее, электровоз заслуженный, пассажиров на своем веку перевез, да и продолжает возить немало. Например, в 2019 году именно ВЛ10 тянул первый пассажирский поезд в Крым на участке «Джанкой - Севастополь».

Назвать его полностью советским, произведенным еще в 1976 году, конечно, можно. Тем не менее, это будет не совсем правильным. Например, токоприемник токоприемник ТА-11, стоявший на электровозе, начал производиться в России совсем недавно. А ставить его на электровозы моделей ВЛ стали в прошлом году.

Полоз ТА11 снимает ток до 2400 А, на стоянке - 260 А при напряжении сети 3000В. Это позволяет двигаться со скоростью ЭПС 160 километров в час.

Электровоз ВЛ10 на стоянке


Схема ВЛ10

Схема электровоза ВЛ10
  1. 1. Тифон;
  2. 2. Свисток;
  3. 3. Антенна;
  4. 4. Змеевик;
  5. 5. Сглаживающий рекатор;
  6. 6. Разрядник;
  7. 7. Групповой переключатель;
  8. 8. Главный выключатель;
  9. 9. Выпрямительная установка;
  10. 10. Жалюзи
  11. 11. Крышка песочницы;
  12. 12. Кузов;
  13. 13. Тележка;
  14. 14. Тяговый трансформатор;
  15. 15. Переходные реакторы;
  16. 16. Реверсор;
  17. 17. Вспомогательные машины.

Технические характеристики ВЛ10

Несмотря на то, что с 1961 года поезд несколько раз существенно менялся, его основные технические характеристики не очень сильно изменились. Он

  • работает от стандартной жедезнодорожной 3000В контактной сети постоянного тока (может работать в диапазоне от 2200 до 4000 В);
  • может тянуть состав при температуре «за бортом» -50 °С;
  • выдерживает влажность в 90 процентов при температуре +27 °С;
  • стабильно работает на высоте до 1200 метров над уровнем моря;
  • с 2019 года используется токоприемник ТА-11.

Первые электровозы были выпущены в Тбилиси, вскоре производство было налажено на Новочеркасском электровагоностроительном заводе. Сейчас там производятся электровозы серии 3ЭС4К «Дончак», которыми планируется заменить «старичка» ВЛ10.

Впрочем, полностью заменять ВЛ10 на российских железных дорогах, видимо, не планируют. Он прост в эксплуатации, надежен, хорошо проявил себя на уклонах, что, видимо, и стало основной причиной использования его в Крыму.

  • Ширина корпуса электровоза - 3160 мм
  • Длина корпуса - 320400 мм (32,04 м)
  • Длина (от оси до оси автосцепки) - 2 840 мм
  • Используемая колея - 1 520 мм
  • Используемое напряжение - 3000В
  • Конструкционная скорость - 100 км/ч
  • Мощность часового режима валов двигателей - 5 360 кВт
  • Ходовая часть - 20-20-2„-2„;

Нельзя не заметить, что «резвости» ВЛ10 не хватает, как пассажирский электровоз дальнего следования он не отвечает требованиям времени. Зато как грузовой поезд еще может себя показать.

ДвигательТЛ-2К на электровозе ВЛ10
Источник: ru.wikipedia.org
Мотор компрессор на электровозе ВЛ10
Источник: ru.wikipedia.org

Еще одно конкурентное преимущество поезда в 2020 году - его ремонтопригодность. Даже самые старые ремонтные депо страны, у которых оборудование устанавливалось с расчетом на ремонт ВЛ8, предшественника, могут позволить себе производить ремонтные работы с ВЛ10.

Кабина ВЛ10

Кабина электровоза ВЛ10
Панель управления в кабине электровоза ВЛ10


Модернизации электровозов серии ВЛ10

ВЛ10 производился не только на Тбилисском и Новочеркасском электровагоностроительных заводах. После развала СССР несколько модификаций поезда были проведены на Челябинском электровагоностроительном заводе.

В 2001 году именно там была создана одна из самых современных на данный момент грузопассажирских версий ВЛ10 - ВЛ10П. Этот двухкабинный односекционный электровоз получил обновленные кабины, впоследствии использованные еще на одной модернизации - ВЛ10К.

Срок эксплуатации ВЛ10П оказался не очень большим, в 2013 году они были списаны. Тем самым проработав только 12 лет. Не так уж и много для электровозов легендарной серии, которые продолжают тянуть составы по постсоветскому пространству. Электровозы серии ВЛ10 используется в Республике Беларусь, на Украине, в Грузии и в Казахстане.

На том же Челябинском электровагоностроительном заводе появились на свет

  • ВЛ10-777, служебный электровоз-мотриса, на котором по железной дороге передвигался руководящий состав;
  • ВЛ10К, ВЛ10 поменяли советский дизайн корпуса на чехословацкий ЧС-7 и заменили устаревший контроллер машиниста на более современную систему управления тягой.

А Тбилисский электровагоностроительный завод в уже независимой Грузии выпустил модель 4Е10. Основное отличие от советских и российских модификаций - двигатель ТЛ-2К.

В целом, модификация получилась удачной, электровозы продолжают работать на железных дорогах Грузии, занимаясь в том числе и пассажирскими перевозками. Но сейчас выпуск этих поездов прекратился. Всего было выпущено 15 штук, один из них даже был поставлен в РФ.

ВЛ10 в Пензе


ВЛ10 рано списывать со счетов?

За свою более чем полувековую историю электровоза и его модификации редко попадали в серьезные железнодорожные происшествия. Отчасти это связано с тем, что как грузовой электровоз ВЛ10 использовался чаще. А значит вероятность попасть в аварию, вызвавшую резонанс в обществе, у него меньше.


Кейсы и новости из блога

Весь блог