+7 (495) 544-71-31
ГлавнаяБлогЭлектровоз ВЛ10

Электровоз ВЛ10

Электровоз ВЛ10

Грузовой электровоз ВЛ-10 - это заслуженная «рабочая лошадка», созданная в далеком 1961 году на Тбилисском машиностроительном заводе. Литеры «ВЛ», как и многое в то время, означает «Владимир Ленин». Что еще они могли означать в 1961 году?

Электровоз ВЛ-10: история, настоящее и будущее

Поезд ВЛ-10 может использоваться и как пассажирский, но для этого стандартной комплектации недостаточно - необходимо дополнить ее двухпроводным электропневматическим тормозом (ЭПТ). А еще установить систему электроотопления пассажирских поездов.

Тем не менее, ВЛ 10 электровоз заслуженный, пассажиров на своем веку перевез, да и продолжает возить немало. Например, в 2019 году именно ВЛ-10 тянул первый пассажирский поезд в Крым на участке «Джанкой - Севастополь».

Назвать его полностью советским, произведенным еще в 1976 году, конечно, можно. Тем не менее, это будет не совсем правильным. Например, токоприемник токоприемник ТА-11, стоявший на электровозе, начал производиться в России совсем недавно. А ставить его на электровозы моделей ВЛ стали в прошлом году.

Полоз ТА-11 снимает ток до 2400 А, на стоянке - 260 А при напряжении сети 3000В. Это позволяет двигаться со скоростью ЭПС 160 километров в час.

Электровоз Вл10

Технические характеристики ВЛ-10

Несмотря на то, что ВЛ-10 с 1961 года несколько раз существенно менялся, его основные технические характеристики не очень сильно изменились. Он

  • работает от стандартной жедезнодорожной 3000В контактной сети постоянного тока (может работать в диапазоне от 2200 до 4000 В);
  • может тянуть состав при температуре «за бортом» -50 °С;
  • выдерживает влажность в 90 процентов при температуре +27 °С;
  • стабильно работает на высоте до 1200 метров над уровнем моря;
  • с 2019 года используется токоприемник ТА-11.

Несмотря на то, что первые ВЛ-10 были выпущены в Тбилиси, вскоре производство было налажено на Новочеркасском электровагоностроительном заводе. Сейчас там производятся электровозы серии 3ЭС4К «Дончак», которыми планируется заменить «старичка» ВЛ-10.

Впрочем, полностью заменять ВЛ-10 на российских железных дорогах, видимо, не планируют. Он прост в эксплуатации, надежен, хорошо проявил себя на уклонах, что, видимо, и стало основной причиной использования его в Крыму.

  • Ширина корпуса электровоза - 3160 мм
  • Длина корпуса - 320400 мм (32,04 м)
  • Длина (от оси до оси автосцепки) - 2 840 мм
  • Используемая колея - 1 520 мм
  • Используемое напряжение - 3000В
  • Конструкционная скорость - 100 км/ч
  • Мощность часового режима валов двигателей - 5 360 кВт
  • Ходовая часть - 20-20-2„-2„;

Нельзя не заметить, что «резвости» ВЛ-10 не хватает, как пассажирский электровоз дальнего следования он не отвечает требованиям времени. Зато как грузовой поезд еще может себя показать.

Еще одно конкурентное преимущество ВЛ-10 в 2020 году - его ремонтопригодность. Даже самые старые ремонтные депо страны, у которых оборудование устанавливалось с расчетом на ремонт ВЛ-8, предшественника ВЛ-10, могут позволить себе производить ремонтные работы с ВЛ-10.

Вл10 в Пензе

Источник: «seme44ka»

Модернизации электровозов серии ВЛ-10

ВЛ-10 производился не только на Тбилисском и Новочеркасском электровагоностроительных заводах. После того, как СССР канул в лету, несколько модификаций поезда были проведены на Челябинском электровагоностроительном заводе.

В 2001 году именно там была создана одна из самых современных на данный момент грузопассажирских версий ВЛ-10 - ВЛ10П. Этот двухкабинный односекционный электровоз получил обновленные кабины, впоследствии использованные еще на одной модернизации - ВЛ10К.

Срок эксплуатации ВЛ10П оказался не очень большим, в 2013 году они были списаны. Тем самым проработав только 12 лет. Не так уж и много для электровозов легендарной серии, которые продолжают тянуть составы по постсоветскому пространству. Электровозы серии ВЛ-10 используется в Республике Беларусь, на Украине, в Грузии и в Казахстане.

На том же Челябинском электровагоностроительном заводе появились на свет

  • ВЛ10-777, служебный электровоз-мотриса, на котором по железной дороге передвигался руководящий состав;
  • ВЛ10К, ВЛ-10 поменяли советский дизайн корпуса на чехословацкий ЧС-7 и заменили устаревший контроллер машиниста на более современную систему управления тягой.

А Тбилисский электровагоностроительный завод в уже независимой Грузии выпустил модель 4Е10. Основное отличие от советских и российских модификаций - двигатель ТЛ-2К.

В целом, модификация получилась удачной, электровозы продолжают работать на железных дорогах Грузии, занимаясь в том числе и пассажирскими перевозками. Но сейчас выпуск этих поездов прекратился. Всего было выпущено 15 штук, один из них даже был поставлен в РФ.

ВЛ-10 рано списывать со счетов?

За свою более чем полувековую историю электровоз ВЛ-10 и его модификации редко попадали в серьезные железнодорожные происшествия. Отчасти это связано с тем, что как грузовой электровоз ВЛ-10 использовался чаще. А значит вероятность попасть в аварию, вызвавшую резонанс в обществе, у него меньше.

Кейсы и новости из блога

Весь блог