+7 (495) 544-71-31

Рельсовый автобус РА1

Рельсовый автобус РА1

РА1– дизельный пассажирский поезд производства завода ОАО "Метровагонмаш". Кузовная, ходовая и экипажная часть полностью собраны на базе вагонов метро фирмы "Яуза". По своему строению отличается от типичных вагонов поезда, больше напоминает автобус или вагон метро. Благодаря этой схожести строения получил название "рельсовый автобус". Дизельный двигатель – главная особенность модели. Это было новшеством при производстве железнодорожного транспорта конца XX века. 

Рельсовый автобус РА1 на станции в Тамбове

История создания

РА1 начали производить  с 1997 года на заводе ОАО "Метровагонмаш". Проект стал лидером в конкурсе на создание рельсового автобуса с малой вместимостью пассажиров. Руководил производством главный конструктор проекта Комаров В.Н. Данный завод ранее выпускал вагоны метро, отсюда и сходство внешнего вида. Конструкция рельсового автобуса РА1 включает в себя тепловоз и вагон в одном составе, с двумя кабинами в обе стороны вагона. Это позволяет осуществлять движение без необходимости разворота транспортного средства. Использование модели было уместным на сложных, извилистых или кольцевых участках не электрофицированной железной дороги. Эксплуатировался РА1 на городских, пригородных и межрегиональных маршрутных направлениях с небольшим потоком пассажиров.

Производство поезда модели РА1 длилось всего 9 лет. Затем деятельность завода была переквалифицирована на выпуск поездов большей мощности, но уже с тремя прицепными вагонами. 

Рельсовый автобус РА1 на станции Фаянсовой

Экспериментальный запуск

Первый образец модели создан для неэлектрофицированных участков дорог пригородного, городского и межрегионального назначения. Экспериментальный запуск считается успешным в движении по Малому кольцу.

В открытых источниках публикуются данные о запуске в эксплуатацию всего трех моделей за первые четыре года выпуска. Экземпляры применялись на разных участках железной дороги по всей России. Один из первых выпущенных экземпляров колесил по кольцу в Щербинке. В последние годы производства рельсовые автобусы широко применялись для ОАО «РЖД». В основном, применяются в качестве одиночного транспорта, но могут быть эксплуатированы в сцепке по 2-3 секции.

Рельсовые автобусы, данного типа конструкции, могут быть использованы для метрополитенов. Точное количество автобусов, отданное под метро не уточняется. Всего было выпущено не менее 91 модели, а также под экспорт попали не менее 40 моделей.

Рельсовый автобус РА1 на перегоне в Чувашии

Особенности 

Меньший износ дорожного полотна

За счёт своей облегченной конструкции (полная масса составляет 43 тонны) меньше изнашивается дорожное полотно. В сравнении с запуском электрички или поезда.

Особенности строения

РА1 оснащен одним выходом/входом на две стороны. По центру расположен тамбур, ограниченный с двух сторон перегородкой. Двери автоматические, раздвижные. Данная конструкция строения дверей подходит для высоких платформ, не имеет выдвижных лестничных конструкций.

 
Салон рельсового автобуса РА1

Характеристики 

  • Длина дизель-поезда – 23,5 м;
  • Конструкционная скорость – 100 км/ч;
  • Ширина колеи –1,52 метра;
  • Масса тары–32т;
  • Вместительность – общая 140 пассажиров, сидячих мест -62.
  • Температурный режим эксплуатации – от -40°С до +50°С;
  • Дизельный двигатель "Mercedes" мощностью 315 кВт.

Строение кузова предполагает его изготовление из цельнометаллической нержавеющей или коррозионно-стойкой стали.

Устройство рельсового автобуса РА1

Особенность устройства - два типа тормозов: гидрозамедлительный и пневматический тормоз. Тормозная система сочетается с амортизаторами.

 
Модификация 0012 рельсового автобуса РА1

Модификации 

Модель РА1 730 это первая модель серии рельсового автобуса.

Последующие модели с маркировкой для метрополитена и экспорта выпускались без упоминания принадлежности к РА1. Но имели схожесть по внешнему виду, строению, характеристикам. Данные типы производства относили к модели РА2.

Модели маркировки 730.05 отнесена производителями к грузопассажирской технике.

Модели подвергались уникализации, усовершенствованию. Многие не проходили экспериментальные заезды и возвращались на доработку или утилизацию.

Пассажирская модель РА1 после своего срока эксплуатации, в отличном состоянии, помещена в музей Калининградской железной дороги в 2017 году.


Кейсы и новости из блога

Весь блог