+7 (495) 544-71-31

Электропоезд ЭР9

Электропоезд ЭР9

История

Разработка серии ЭР8 была не самой удачной. Вернувшись к базе серии ЭР7, доработав, модернизировав конструктора получили серию электропоездов на переменном токе ЭР9. К 1961 г. на Рижском вагоностроительном заводе создана первая двухвагонная секция. В 1962 г. появляется первый десятивагонный состав. РВЗ выпускал различные модификации электрички до 1996 г. Элементы электропоезда производились на заводах всего Советского Союза. Многие железные дороги активно использовали модель до конца первого десятилетия 2000-х.

ЭР9 в депо

Особенности

ЭР9 – самая распространенная электричка на переменном токе. По сути, это усовершенствованная модель ЭР7. Большое количество модификаций, связанных с усовершенствованием как самого электропоезда, так и отдельных элементов. Выход может производиться на высокие и низкие платформы.

При использовании электропоезда был обнаружен ряд недостатков, которые конструкторы быстро ликвидировали. Вопрос с растущим потоком пассажиров на Горьковском железнодорожном узле был успешно решен благодаря ЭР9. В дальнейшем в Минске, Ростове, Красноярске, других крупных городах СССР была преодалена проблема пригородного движения.

Удачная эксплуатация ЭР9 привела к прекращению работ над ЭР8.

ЭР9 в движении

Конструкция

Основа электропоезда - двухвагонные электросекции: Мп + Пг (Пп). Минимальное количество секций при эксплуатации – 2 (из 4 вагонов), максимальная - 6 (из 12 вагонов).

В первых составах ЭР9 выпрямительные установки располагались в кузовах моторных вагонов. С 1964 г. их начали монтировать с подвагонным расположением.

Кузов имеет большие сходства с ЭР2.

Кабина ЭР9

Эксплуатация

Активное использование электропоездов данной серии на обширной территории постсоветского пространства привела к тому, что ремонтные работы проводились не только на заводах России, но и Украины, Латвии, Казахстана, Узбекистана. При этом внимание уделялось внутренней отделке, деталям интерьера: замена окон на стеклопакеты, деревянных шкафов на металлические. Электромеханическая часть оставалась базовой, без особых изменений. Некоторые составы получили новый тип кабины, некоторые остались со старым. Часто после ремонта маркировка электрички частично или полностью изменялась. Это создавало видимость новой модели.

Моторные вагоны ЭР9 неоднократно успешно переделывались в электромотрисы служебного пользования.

Технические характеристики

  • Тип токоприемника - пантограф
  • Род тока и напряжение в контактной сети - ~25 кВ, 50 Гц
  • Конструкционная скорость - 130 км/ч
  • Число вагонов в составе - 4, 6, 8, 10, 12
  • Пассажировместимость - 1040—1110 (десятивагонного состава)
  • Длина - 19 600 мм
  • Ширина - 3 521 мм
  • Высота - 4 268 мм
  • Количество дверей - 2×2
  • Материал - конструкционная сталь
  • Тип ТЭД - коллекторный
  • Электрическое торможение - реостатное
  • Система тяги - реостатно-контакторная

Модификации

  • ЭР9П – самая распространенная трансформация электропоезда ЭР9. Дважды модернизировался план моторного вагона. Частично аппараты охлаждения перенесены под кузов. Уделялось внимание внутреннему декорированию, повышению комфортности. В составах поздних выпусков (с 1974 г.) у головных вагонов изменилась форма лобовых частей с круглой на квадратную.
  • ЭР9А – установлены двигатели на асинхронной тяге. В пассажирские вагоны частично перемещено технологическое оборудование. Сложности работы механизмов, наладки оборудования не позволили ввести модель в полноценную эксплуатацию. Выпущен один состав из четырех электросекций.
  • ЭР9М – сохранены основные тяговые параметры предыдущей модели электрички. Но частично видоизменены крыша, кузов, оконные рамы. Смонтирован шинный ввод, который был проще и надежнее. В салон помещены полумягкие диваны.
  • ЭР9Е, ЭР9ЕТ – электричка выпускалась в 1981-1987 гг. Особенность модели – использовалось естественное охлаждение силового оборудования.
  • ЭР9Т, ЭР9ТМ – оснащены усовершенствованными тележками, реостатным тормозом, тяговыми двигателями. Тормозные реостаты перенесены на крыши моторных вагонов. РВЗ завершил выпуск серии к 1996 г. Два состава модификации были построены Киевским электровагоноремонтным заводом в 2001, 2003 гг.
  • ЭР9ТМ – Электропоезд создан в единственном экземпляре, эксплуатируется Белорусской железной дорогой с 1997 г. Установлено новое электрооборудование, разработанное РВЗ.
  • ЭД9Т– на Демиховском машиностроительном заводе в 1995 г. был построен поезд на переменном токе, базой которого стал ЭР9Т с более современным электрооборудованием. Буква Д в маркировке обозначает завод-изготовитель.
ЭР9 крупный план


Кейсы и новости из блога

Весь блог