+7 (495) 544-71-31

Тепловоз ТЭП80

Тепловоз ТЭП80

Локомотив ТЭП80 - опытный тепловоз, предназначенный для пассажирских перевозок, который конструировался в конце 80х годов 20 века Коломенским тепловозостроительным заводом (ныне известный как АО “Коломенский завод”).

История

В 70-х годах 20 века советский ученый Фуфрянский Н.А., занимаясь вопросом развития локомотивной тяги, отметил важность создания тепловозов с мощностью двигателя 6000 л/с, учитывая растущий спрос пассажирских перевозок. Планировалось увеличить количество вагонов с 16-18 до 24 (на перспективу до 32). Так появился ТЭП75, однако, его конструкция приводила к значительному увеличению массы, что превышало допустимую нагрузку на рельсы. В результате, ТЭП75 остался опытным образцом, а заводом был выпущен новый тепловоз, сконструированный под руководством Ю.Б. Хлебникова - ТЭП80. Ему удалось получить оптимальную нагрузку от оси на рельсы, с учетом планов Николая Александровича Фуфрянского. Она составила 22,5 тс.

Локомотив ТЭП80 производился лишь в период с 1988 по 1989 год - дефицит бюджета МПС РФ, снижение пассажирского потока, ухудшение общего экономического положения в стране загубили идею запустить производство серийного выпуска. Заводом было построено только 2 тепловоза: №0001 -1988 год, №0002 - 1989 соответственно, конструктивная скорость - 160 км/ч. Модели локомотивов ТЭП80-0002, ТЭП80-0001 можно найти в “Музее железных дорог Российской Федерации” города Санкт-Петербург.

Тепловоз ТЭП80 на стоянке

Особенности

В первую очередь локомотив ТЭП80 - это логическое продолжение тепловоза ТЭП75, который не соответствовал техническому заданию и являлся непригодным для пассажирских перевозок.

  • Создан на базе ТЭП70;
  • Имеет 8 осей;
  • Электрическая подача переменно-постоянного тока;
  • Двигатель мощностью 6000 л.с;
  • Отличался своей оригинальной окраской: 0001 - основной цвет оранжевый, а 0002 - малиново-красный;
  • Нумерация представлена в виде четырехзначного номера.
Тепловоз ТЭП80 в депо
Источник: Воздух Свободы

Эксплуатация

Локомотив предназначался для перевозки пассажирских поездов на неэлектрифицированных участках дорог, которые имели повышенную массу и длину. ТЭП80 был гораздо мощнее своего предшественника ТЭП70, перевозил пассажирские составы длиною в 20-30 вагонов с оптимальной скоростью. Имел намного меньший расход топлива.

 
Тепловоз ТЭП80 на вокзале
Источник: ЕвРо

Конструкция

Конструктивные особенности локомотива характеризуются по таким параметрам как кузов, тележки, силовая часть:

  • Кузов. Цельнонесущий модуль панельного типа. Создан заводом на базе ТЭП70 с увеличенной базой. В крышах (съемных) установлены фильтры воздухоснабжения, электротормоз, охладитель наддувочного воздуха, глушитель;
  • Тележки. Жесткая рама с 4-мя степными осями на колесных парах. Цилиндрические пружины, гидравлические гасители колебаний служат опорой рамы тележки и кузова на раму тележки. Конструктивно осевая формула представлена как 20+20-20+20;
  • Силовая часть. Рамы тележек состоят из 8 тяговых электродвигателей типа ЭД-121В по 455 кВт каждый, тепловоз имеет тяговый генератор мощностью 4000 кВт, дизельный двигатель с 20-ю цилиндрами мощностью 6000 л.с., 2-х ступенчатую турбину с 2-ым охлаждением. Тормозная система оснащена ЭДТ, которая выдает мощность 4000 кВт. Снабжена функцией подогрева теплоносителей, автоматической регулировки процесса торможения, подачи тока. Установленная специалистами завода микропроцессорная техника позволяет диагностировать комплексное состояние тепловоза, обеспечивать защиту дизель-генератора.
Тепловоз ТЭП80 на станции
Источник: Михаил

Технические особенности

Технические особенности локомотива ТЭП80 основаны на нормативных стандартах. Представлены заводом-изготовителем в следующих значениях:

  • Длина - 24500 мм;
  • Ширина - 3086 мм;
  • Высота - 4975 мм;
  • Нагрузка на рельсы - 22,5 тс;
  • Мощность дизеля - 6000 л/с;
  • Мощность электродвигателя - 3640 кВт;
  • Мощность торможения - 4000 кВт;
  • Колеса - 1220 мм;
  • Осевая формула - 20+20-20+20;
  • Колея - 1520 мм;
  • Скорость - 245 км/ч (мировой рекорд 271 км/ч);
  • Тип тепловоза - пассажирский;
  • Подвешивание электродвигателя - опорно-рамное;
  • Тип электродвигателя - коллекторные, ЭД-121ВУХЛ1.

Рекорд скорости

После первых испытаний локомотива ТЭП80 получилось достичь скорость 196 км/ч. Далее было принято решение узнать особенности поведения экипажной части тепловоза на более высоких скоростях - 250 км/ч. Для этого конструктора завода заменяют значения осевого редуктора ТЭП80 (№0002) с 3,12 на 2,03. Как итог, удалось установить мировой рекорд среди дизельных локомотивов - 271 км/ч, который до сих пор занимает лидирующую позицию. Участие в тестирование принимал Маркевич А.В., которое проводилось на Ленинград-Москва Октябрьской ЖД в период с 1992-1993 года.

Кейсы и новости из блога

Весь блог